Нарушения письменной речи

Если Ваш ребёнок

  • не может без ошибок списать текст,
  • пропускает, переставляет, недописывает буквы, слоги,
  • вместо одних букв пишет другие,
  • не умеет пользоваться правилами орфографии,
  • не обозначает границы предложений, пишет слитно слова,

то вполне возможно, что у него специфическое нарушение письма – дисграфия.

 

Что Вы можете для него сделать, и чего делать не нужно?

 

Ни в коем случае не ругайте ребёнка за его ошибки.

Не заставляйте его переписывать неудачные работы: они будут ещё хуже, а Вы получите болезненную фиксацию ребёнка на его проблеме (страх перед письмом).

Не пишите с ним бесконечные диктанты, в которых ошибки множатся от одной к другой.

Проконсультируйтесь с педагогом, школьным психологом и логопедом, не слишком ли сложна программа по  русскому языку для Вашего ребёнка.

Не отказывайтесь от логопедического сопровождения, так как только своевременная логопедическая коррекция может помочь ребёнку избавиться от дисграфических ошибок на письме.

 

Если Ваш ребёнок при чтении

  • смешивает и/или заменяет звуки, чаще всего фонетически близкие (звонкие и глухие, аффрикаты и звуки, входящие в их состав, и др.);
  • заменяет и/или смешивает графически сходные буквы (Х-Ж, П-Н, Б-В, Т-Г и др.);
  • пропускает, переставляет, добавляет гласные, согласные, слоги;
  • не может слитно прочесть слоги (побуквенное чтение);
  • допускает грамматические ошибки (нарушения окончаний, согласования и др.);
  • не понимает прочитанного;
  • теряет строку;
  • очень медленно читает;

то у него может быть специфическое нарушение чтения  – дислексия. 

Что Вы можете для него сделать, и чего делать не нужно?


Ни в коем случае нельзя форсировать скорость чтения.

В первую очередь нужно выяснить причины трудностей, возникших у ребёнка. Это могут быть нарушения устной речи (как её грамматической стороны, так и фонематической);

недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия, операций звуко-буквенного анализа и т.д.

После диагностики логопед подберёт комплекс  специальных упражнений, которые помогут устранить причины дислексии. Следует сказать, что положительные изменения могут появиться не так скоро, поскольку чтение представляет собой сложный психофизиологический процесс.  

Нельзя забывать о том, что нарушения чтения могут отрицательно влиять на успеваемость по остальным предметам, особенно в средней и старшей школе. Ребёнок просто не сможет справиться с тем объёмом учебного материала, который нужно не только прочитать, но и осмыслить прочитанное.