Упражнения для развития пространственных представлений

Ориентировка в схеме собственного тела.

Для лучшего запоминания промаркируйте правую руку ребёнка — наденьте яркий браслет.


Попросите ребёнка выполнить следующие действия:

  • поднять правую руку, 
  • поднять левую руку,
  • топнуть правой ногой,
  • попрыгать на левой,
  • почесать правой рукой левое ухо,
  • закрыть правый глаз правой рукой и т.п.

Предварительно нужно объяснить, что правая нога, ухо, глаз и т.д. находятся с той же стороны, что и правая рука!

Ориентировка во внешнем пространстве.

Попросите ребёнка показать, что находится справа от него, слева, сзади, спереди.

После того как ребёнок начнёт правильно и быстро выполнять эти задания, усложните программу. 


 Поиграйте в игры:

  • «Диспетчер и самолёт». При наличии просторного помещения можно попросить ребёнка вообразить себя самолетом, а взрослого — диспетчером, прокладывающим самолёту путь с поворотами. Потом — поменяться ролями.
  • «Робот». Ребёнок изображает робота, точно и правильно выполняющего команды человека: «Один шаг вперёд, два шага направо, прыжок вверх, три шага налево, вниз (присесть)» и т.д. Затем можно сыграть в непослушного робота, который выполняет все команды наоборот: не вперёд, а назад; не подпрыгнуть вверх, а присесть; не направо, а налево.

После выработки навыка ориентации в пространстве можно переходить к ориентации других объектов относительно друг друга и себя относительно других объектов. Непременным компонентом этого является ориентация в пространстве комнаты (дома, улицы, города, леса и т.д.).


Игра «Моя комната».  

Ребенку даётся команда: «Покажи верхний правый угол впереди», «Если встать лицом к окну, то справа будет...»

Игра «Капризный фотограф».

В ряду зверей, сидящих к ребёнку спиной, ему предлагается посадить корову справа от зайца, мишку — слева от мышки и т.д. Фотограф все время недоволен и заставляет зверей пересаживаться.

Усложнённая задача выполняется по двухступенчатой инструкции: «Посади утку справа от медведя, а птицу — слева от лисы».