Родителям малышей

Возраст Основные показатели доречевого и речевого развития ребёнка от рождения до 3 лет
1 мес. Вздрагивает от звуков, реагирует на речевое общение. Успокаивается от обращенной к нему речи.
2 мес. Улыбается при общении. Слушает колокольчик.
3 мес. Оживляется при общении со взрослым, гулит (произносит гласные звуки).
4 мес. Ищёт глазами источник звука, гулит на обращение к нему, смеётся.
5 мес. Точно поворачивает голову по направлению звука, певуче гулит.
6 мес. Прекращает плакать при звуках музыки. Лепечет, обращаясь к человеку. Произносит 4 и более различных звуков.
7 мес. Готов к совместной игровой деятельности, реагирует на звучащую игрушку. "Отвечает", когда его зовут. Кричит, чтобы привлечь к себе внимание.
8 мес. Реагирует на незнакомое лицо. Повторяет два одинаковых слога: "ба-ба","ма-ма". Прислушивается к разговору.
9 мес. Издаёт певучие звуки. Фразовый лепет: 4 и более слогов. Общается с помощью жестов, играет в "ладушки".
10 мес. Использует 1-2 лепетных слова, понятных при соотнесении с ситуацией. Качает головой: "да" или "нет".
11 мес. Использует 3 лепетных слова с соотнесением. Осознанно играет колокольчиком. Реагирует на музыку и пение.
1 год Длительно лепечет, особенно в одиночестве. Говорит 3-4 слова. Понимает простую инструкцию, дополненную жестом (Дай ручку! Поцелуй маму!). Понимает названия отдельных предметов.
1 год 3 мес. Словарный запас увеличивается до 6-ти слов. Понимает простую инструкцию без жеста. Показывает знакомые предметы на картинках. Откликается на своё имя.
1 год 6 мес. Словарный запас 7-20 слов. Показывает одну из частей тела. С удовольствием рассматривает книжки и картинки.
1 год 9 мес. Показывает 3 части тела. Начало фразы из 2-х слов. Словарный запас около 20-ти слов.
2 года Словарный запас минимум 50 слов. Понимает двухэтапную инструкцию. Показывает 5 частей тела.
2 года 6 мес. Понимает прочитанные рассказы и сказки с опорой на картинку, а затем без неё. Активно использует в речи местоимения я, ты, мне. Использует предложения из 2-х слов.
3 года Словарный запас из 250-ти слов и выше. Общается фразами из 3-х и более слов, использует множественное число существительных и глаголов. Знает своё имя пол и возраст, понимает значение простых предлогов, выполняет задания типа "положи кубик в коробку". Понимает сложноподчинённые предложения. Знает названия основных цветов. Слушает длинные сказки и рассказы.